В Думе предложили выдавать визы с учетом «национальных интересов России». Комментарий для РБК
09 Декабря 2014
Председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин предложил поправить правительственный законопроект о выдаче виз иностранным туристам: их предлагается выдавать только «с учетом национальных интересов России и состоянием межгосударственных отношений России». Предложение вызвало критику думского правового управления.
Конституционный комитет Госдумы рассматривал в понедельник поправки к правительственному законопроекту, призванному упростить процедуру оформления виз для иностранцев.
Проектом, внесенным в марте 2014 года, вводится возможность применения принципа взаимности в части, касающейся увеличения срока действия деловых, гуманитарных, частных и туристических виз. Это «даст возможность путем обмена нотами вводить существенные визовые послабления в отношении граждан тех государств, которые готовы ввести аналогичные визовые льготы в отношении граждан России», отмечалось в пояснительной записке к проекту.
Ко второму чтению этого проекта глава профильного комитета Думы Владимир Плигин предложил поправки, согласно которым частная, туристическая и гуманитарная визы должны выдаваться «с учетом национальных интересов России и состоянием межгосударственных отношений России с соответствующим иностранным государством».
Это предложение вызвало вопросы у присутствующего на заседании представителя МИДа Алексея Климова, который сказал, что формулировка «не совсем понятна». Его прервал Плигин, предложив перенести рассмотрение поправок и провести дополнительные консультации.
Норма об учете национальных интересов вызвала нарекания и у думских правоведов, указавших на ее неопределенность. «Конституционный суд <...> неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание и что самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущее ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции», – говорится в заключении правового управления Госдумы на законопроект ко второму чтению.
Россия таким образом обозначает свою позицию, объяснил РБК после заседания Плигин необходимость этой поправки. Система национальных интересов является комплексной системой, которая закреплена в таких документах как Конституция, военная доктрина, доктрина национальной безопасности, пояснил он. «Это не означает, что мы будем закрывать въезд», – добавил председатель комитета.
В Стратегии национальной безопасности до 2020 года, утвержденной указом президента в 2009 году, национальные интересы России определены как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства».
Россия и так может не выдавать визы тем, кто представляет угрозу национальной безопасности, указывает почетный президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Анатолий Адамишин. Кроме того, по международной практике любое государство может отказать в предоставлении визы без объяснения причин, так что предложение депутатов избыточно с практической точки зрения и противоречит недавнему заявлению Владимира Путина о том, что Россия не будет самоизолироваться от других стран, добавляет он.
4 декабря во время послания Федеральному собранию Путин заявил, что «мы сами никогда не пойдем по пути самоизоляции», поскольку «это все проявления слабости, а мы сильны и уверены в себе».
Национальные интересы России соблюдаются в ходе выполнения проверок, которые проводятся при оформлении виз и приглашений, уполномоченными органами, в том числе таким правом наделена ФСБ, которая избирательно ограничивает въезд нежелательных к пребыванию на территории России иностранных граждан, так что этот вопрос не требует дополнительной законодательной регламентации, считает Алексей Диденко.
В то же время в США президент может принять решение о введении персональных санкций, в том числе ограничивающих выдачу виз гражданам определенных стран, по закону «О национальной безопасности», в котором термин «национальная безопасность» не определен, указывает партнер адвокатского бюро ЕМПП Валентин Петров. Поэтому введение аналогичного механизма может быть применено и в России, в этом случае решение о введении ограничений на предоставлении виз должен принимать чиновник не ниже ранга руководителя миграционной службы, считает Петров.
В конце ноября в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому иностранцам, чьи действия Госдума или Совет Федерации признали угрожающими национальным интересам России или ущемившими «общепризнанные в России национальные, исторические, духовные, культурные или иные социальные ценности», может быть запрещен въезд в Россию. Проект был внесен депутатом Госдумы Ризваном Курбановым («Единая Россия») и сенатором Людмилой Боковой. Изменения также предлагается внести в закон о въезде и выезде из России.
Источник: РБК
Миграционные услуги
Приглашение для въезда в Российскую Федерацию Оформление, переоформление и продление рабочей российской визыРазрешение на работу высококвалифицированным специалистам (ВКС)Разрешение на работу иностранным гражданам из дальнего зарубежья ("визовые")Разрешение на временное проживаниеВид на жительство (в общем порядке)Вид на жительство (для высококвалифицированных специалистов)Миграционный аудитМиграционные уведомленияПрограмма "Миграционный страж"Консультации по миграционным вопросамУчебный миграционный центр